Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Предметная
среда всех помещений оптимально-насыщена, представляет собой "поисковое
поле" для ребенка, стимулирующее процесс его развития.
При создании
предметно-развивающей среды мы учитываем возрастные, индивидуальные особенности
детей.
Оборудованные учебные кабинеты
Учебно-материальная база совершенствуется и
развивается, пополняется современым игровым оборудованием, информационными
стендами.
В ДОУ имеется и постоянно обновляется:
§ Уголок
по обучению детей ПДД и ОБЖ
§ Информационные
стенды: "Для родителей", "По питанию", "По пожарной
безопасности"
§ Кабинет
обучения сотрудников основам пожарной безопасности, охране труда, ГОЧС и т.п.
§ Методический
уголок
Библиотека
Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете:
учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная
литература. Имеется книжный уголок, собранный своими силами и силами
родителей.
Объекты спорта
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной
деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков,
повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических
качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован мини-физкультурный
зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги,
праздники и развлечения. Общая площадь физкультурного зала – 18,0 кв.м.
В зале имеется
стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые
для ведения физкультурно-оздоровительной работы физкультурное оборудование.
Оборудование и
инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям
гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий
отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Объекты для проведения практических занятий. Имеется
спортивная площадка, созданная своими силами.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным
компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ.
Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения
оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание,
формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы
естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве
носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся
для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся
в ДОУ средства обучения:
-печатные
(учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный
материал и т.д.);
-электронные
образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
-аудиовизуальные
(слайды);
-наглядные
плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные);
-демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
-спортивные снаряды,
мячи и т.п.
Идеальные средства обучения – это те
усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для
усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это
физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного
обучения.
Наглядные
пособия классифицируются на три группы:
-Объемные пособия
(модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
-Печатные пособия
(картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
-Проекционный
материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Принципы
использования средств обучения:
-учет возрастных и
психологических особенностей обучающихся;
-гармоничное
использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для
комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение
ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в
образовательных целях;
-учет дидактических
целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
-сотворчество
педагога и обучающегося;
-приоритет правил
безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые
в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в
соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических,
материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение
воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного
процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности
взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не
только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных
моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом
интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут
использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и
воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая,
музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы),
которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне
дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности
ребенка.
Оборудование отвечает
санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и
эстетическим требованиям, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов
спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Одним из важных
направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного
процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение
эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса, и
администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных
технологий).
В свободном доступе
для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного
управления — 1 компьютер, 1 ноутбук, который имеет выход в Интернет
через модем, 1 проектор, 3 принтера. А также детский сад
оснащен — 1 телевизорам, 1 магнитофонами и 1
музыкальным центром.
В свободное от
деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки
доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами
для выполнения воспитательно-образовательных задач, а также пользоваться
личными ноутбуками.
Рассматривая процессы
повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через
призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем
инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность
воспитательно-образовательного процесса, так как:
· включение в
образовательную деятельность мультимедиа материалов (видео, звука,
иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
· использование цифровых
образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать
изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее
предпочтительном для него темпе;
· сетевые возможности
компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового
помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или
родителями.
В ДОУ
создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается
информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и
развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте ДОУ
размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса
– публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского
сада.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступная входная площадка оборудованная пандусом, достаточная ширина дверных проемов.